Эльмар Мамедъяров: Наша национальная дипломатия, прошедшая знаменательный путь, в полной мере отражает развитие исторических судеб Азербайджана

09 Липня, 2019

Министр иностранных дел Азербайджанской Республики Эльмар Мамедъяров дал интервью АЗЕРТАДЖ в связи со 100-летием органов дипломатической службы

Баку, 8 июля, АЗЕРТАДЖ

-Господин министр, вскоре будет отмечаться знаменательная дата – 100-летие органов дипломатической службы Азербайджана. Какие основные вехи на этом пути Вы могли бы выделить?

-Как известно, 9 июля 1919 года правительством Азербайджанской Демократической Республики (АДР) была принята временная инструкция о секретариате Министерства иностранных дел. Согласно Указу Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева от 24 августа 2007 года, именно эта дата была взята за основу для учреждения Дня сотрудников органов дипломатической службы Азербайджана.

Для нас, чья деятельность связана с исполнением данной почетной и ответственной миссии, учреждение особого профессионального праздника является поводом для гордости и глубочайшей признательности главе государства – Президенту Ильхаму Алиеву. И каждый год, испытывая воодушевление в преддверии 9 июля, мы пытаемся оценить то, что нам удалось сделать для продвижения интересов Азербайджана на международной арене, а также что и каким образом нам ещё предстоит осуществить. А ведь степень эффективности дипломатической службы любого государства определяется как раз её способностью гарантировать позиции страны в мире. С этой точки зрения, путь, пройденный нашей национальной дипломатией, весьма показателен и в полной мере отражает развитие исторических судеб Азербайджана.

В целом, от периода, когда АДР делала первые шаги на международной арене, нас отделяет сто лет. Это был невероятно стремительный век, вместивший в себя крах прежних империй, восстановление государственной независимости Азербайджана в форме первой на мусульманском Востоке республики, утрату этой независимости, семь десятилетий пребывания в составе СССР и новое историческое достижение – восстановление в 1991 году независимой Азербайджанской Республики, вот уже почти три десятилетия последовательно укрепляющей свои позиции в регионе и мире в целом.

Чтобы более наглядно представить вековой путь дипломатии Азербайджана, можно вспомнить, что в период существования АДР в Баку функционировали дипломатические миссии 16 государств, среди которых были, например, США, Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Швейцария, Бельгия, Персия, Польша, Украина и др. В свою очередь, правительство АДР имело дипломатические и консульские представительства в Грузии, Армении, Турции, Украине и др. странах, не говоря уже о делегации на Парижской мирной конференции. А сейчас в Баку действуют дипломатические миссии 66 стран и 11 международных организаций, в то время как 59 посольств, 5 постоянных представительств при международных организациях и 9 генеральных консульств Азербайджана функционируют за рубежом.

Кроме того, хотя правительству АДР удалось 11 января 1920 года добиться де-факто признания Верховным советом Парижской мирной конференции, падение первой Республики 28 апреля 1920 года не позволило довести процесс международного признания независимости Азербайджана до его логического конца – принятия в ряды Лиги Наций. Нынешняя же Азербайджанская Республика, став 2 марта 1992 года членом ООН, обрела полное международное признание. Неслучайно поэтому основатель современного азербайджанского государства Гейдар Алиев в 2001 году заявил: «Самое большое наше историческое достижение – это обретение государственной независимости».

-Какие достижения дипломатии Азербайджана за последние годы Вы считаете необходимым выделить?

-Все наши достижения связаны с последовательной реализацией внешнеполитического курса, определяемого главой государства. Так, к числу осязаемых успехов можно отнести то, что взвешенная, сбалансированная и многовекторная внешняя политика, проводимая азербайджанским государством, несмотря на наличие фактора внешней агрессии, обеспечивает последовательное укрепление международного авторитета и значения Азербайджана в системе международных отношений.

Развивая взаимовыгодное сотрудничество на равноправной основе как в двустороннем, так и многостороннем форматах, Азербайджан целенаправленно идёт по пути обеспечения нужд национального прогресса через укрепление внешних связей и партнерства. Так, успешно развивается разноплановая кооперация со всеми сопредельными государствами, естественно, по всем хорошо известным причинам, за исключением Армении. Азербайджан предоставляет свои транзитные возможности для реализации логистических проектов в рамках коридоров Восток – Запад, Север – Юг, Юг – Запад. Продолжается раскрытие богатого энергетического потенциала нашей страны, где наряду с многие годы приносящим большую прибыль основным экспортным нефтепроводом Баку – Тбилиси – Джейхан, активно идёт завершение работ в рамках Южного газового коридора. Азербайджан принимает самое деятельное участие в диалоге прикаспийских государств, который привел к подписанию в 2018 года Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, создав условия для его превращения в зону мира, добрососедства и сотрудничества.

Накапливаемый таким образом, внутренний потенциал последовательно конвертируется в успехи Азербайджана в различных международных организациях и инициативах. Так, вслед за непостоянным членством в Совете Безопасности ООН в 2012-2013 годах, страна 176 голосами «за» избрана в состав Экономического и Социального Совета ООН на период 2017-2019 годы. С 2019 года Азербайджан приступает к исполнению обязанностей председателя в Движении неприсоединения, второй после ООН крупнейшей международной платформе, куда он присоединился в 2011 году. Сам факт того, что относительно столь недавний член организации готовится к тому, чтобы возглавить ее, является в высшей мере показательным. Существенный прогресс, достигнутый в продвижении сотрудничества с Европейским союзом, равно как и последовательное развитие взаимодействия с НАТО, Шанхайской организацией сотрудничества, Лигой арабских государств, Африканским союзом, Организацией американских государств также создает благоприятный фон для деятельности по представительству и отстаиванию наших национальных интересов. Вместе с этим, официальный Баку принимает самое активное участие во взаимодействии в рамках тех международных структур, членом которых он является. ОБСЕ, Организация Исламского Сотрудничества, Совет сотрудничества тюркоязычных государств, СНГ, ГУАМ, Совет Европы и ОЧЭС – лишь некоторые из подобного рода многосторонних форматов.

-Анализируя минувший век, нельзя не заметить, что как на заре своего становления, так и сейчас дипломатия Азербайджана вынуждена реагировать на один и тот же основной вызов – агрессию и территориальные притязания со стороны Армении. Как бы Вы могли прокомментировать этот аспект?

-Действительно, восстановив свою государственную независимость в 1991 году Азербайджан, подобно ситуации начала ХХ века, столкнулся с внешней агрессией со стороны Республики Армения.

Сто лет тому назад, несмотря на то, что АДР обеспечила для всех своих жителей равенство гражданских прав, их пропорциональное представительство в органах государственной власти и местного самоуправления, правительство соседней Араратской Республики развернуло полномасштабную кампанию этнических чисток с целью изгнания исконного азербайджанского населения из Иревана и других районов, оказавшихся под её контролем. Это вызвало потоки беженцев, искавших спасения в Азербайджане и других соседних государствах. То есть и тогда, как и сейчас, реализация политической программы армянского национализма создала в регионе гуманитарный катаклизм.

Не ограничиваясь этим, с одной стороны, Араратская Республика непосредственно, либо под прикрытием разного рода парамилитарных формирований развернула агрессию против АДР в Нахчыване, Зангезуре, Карабахе и нагорной части Газахского уезда. С другой же стороны, дашнако-большевики под руководством Степана Шаумяна учинили массовое истребление азербайджанского населения в Баку, Шамахе, Губе и других районах.

В этих непростых условиях войны на два фронта Азербайджану при поддержке Кавказской исламской армии удалось не только силой оружия освободить 15 сентября 1918 года Баку, но и одержать ряд важных дипломатических побед, включая признание державами Антанты суверенитета АДР над всем Карабахом, где было создано генерал-губернаторство с центром в Шуше, возглавляемое Хосров беком Султановым.

Как известно, армянские националисты не оставили попыток отторжения территорий Азербайджана и после советизации Кавказа. Однако, все они провалились. И в регионе был восстановлен мир и спокойствие в единственно возможной форме – сохранения Карабаха, включая его горную и равнинную части, в составе Азербайджана. Армянское население нагорной части этого края пользовалось всеми возможностями, предоставляемыми широкой автономией в форме НКАО. К слову, по общему уровню жизни и основным подушевым показателям НКАО изрядно превосходила средние значения по Азербайджанской ССР и Советскому Союзу в целом. Однако, несмотря на все это в конце 1980-х годов армянские националисты вновь начали кампанию по реализации своих территориальных притязаний, переросшую в вооруженную агрессию.

Незаконное применение силы с целью захвата территорий Азербайджанской Республики сопровождалось массовыми этническими чистками, нарушениями международного гуманитарного права, включая акт Ходжалинского геноцида. То есть налицо всё тот же почерк, что и в начале ХХ века.

В сложившейся обстановке совершенно очевидно, что устранение последствий военной агрессии со стороны Республики Армения является первоочередной и наиболее значимой проблемой, которую Азербайджанская Республика, будучи ответственным членом международного сообщества, пытается мирно урегулировать путем субстантивных и нацеленных на результат интенсивных переговоров. Как известно, Совет Безопасности ООН в 1993 году принял 4 резолюции: 822, 853, 874 и 884, где однозначно подтвердил поддержку суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, принадлежность Нагорно-Карабахского региона Азербайджану, осудил агрессию и захват территорий страны, потребовав немедленного, полного и безоговорочного вывода оккупационных сил.

Республика Армения на протяжении долгих лет пытается всяческим образом торпедировать процесс урегулирования конфликта, уклоняясь от исполнения ею своих международных обязательств по неприменению силы или угрозы силой, разрешению международных споров мирными средствами, уважения нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств. Тем не менее, подобная линия поведения завела эту страну в тупик, выход из которого возможен лишь через нормализацию отношений с соседями и отказ от аннексионистских намерений.

Думаю, что и армянская сторона должна быть заинтересована в этом. Ведь здесь напрашивается элементарный вопрос: что рядовые граждане Армении получили от тридцати лет вооружённого конфликта? Любой непредвзятый взгляд обнаруживает, что захват территорий Азербайджана и их продолжающаяся оккупация на протяжении всех этих лет не принесли Армении никаких осязаемых дивидендов. Зато это привело к росту уровня бедности, безработицы, оттоку населения из страны и прочим проявлениям кризиса.

Чем быстрее руководство Армении придёт к пониманию этих непреложных истин и окажется способно продемонстрировать политическую волю для начала вывода своих вооружённых сил с насильственно удерживаемых ими территорий нашей страны, тем скорее можно будет начать двигаться в направлении обеспечения условий для прочного мира, безопасности, благополучия и устойчивого развития в регионе.

-Какие основные приоритеты внешней политики Азербайджана Вы бы могли выделить, и каковы перспективы их реализации в обозримой перспективе?

-Как я уже отмечал, наша страна под руководством Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева проводит независимую, многогранную, сбалансированную и активную внешнюю политику, основанную национальных интересах и отстаивании её позиций на мировой арене.

Сегодня Азербайджан является государством, которое в качестве инициатора и участника крупных проектов развивает региональное сотрудничество и обладает авторитетом в международном плане. Внешнеполитические достижения нашей страны, ныне воспринимаемой как надёжный партнёр, конечно, основаны на способности выстроить сбалансированные отношения с соседними странами и другими государствами мира, реализации исходящего из взаимных интересов равноправного диалога и отношений сотрудничества.

К внешнеполитическим приоритетам, безусловно, относятся, в первую очередь, укрепление суверенитета и независимости нашей страны, устранение последствий военной агрессии Армении против Азербайджана и восстановление нашей территориальной целостности в рамках международно признанных границ. Кроме того, к их числу относятся также продолжение реализации крупномасштабных проектов, в которых Азербайджан выступает инициатором и участником, дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества со всеми международными акторами, включая государства, их объединения и международные организации.

Говоря о месте и роли Азербайджана в системе международных отношений в целом нельзя не отметить, что за последние годы Баку утвердился в качестве одной из ведущих площадок по продвижению ценностей диалога культур, религий и цивилизаций. Запущенный в 2008 году по инициативе Президента Азербайджана Ильхама Алиева Бакинский процесс стал действенным фактором пропаганды высших ценностей гуманизма на глобальном уровне.

Со всей определенностью можно констатировать, что сегодня азербайджанская дипломатия с достоинством может окинуть пройденный ею весьма тернистый вековой путь, повторяя слова Президента Ильхама Алиева, сказанные им на Глобальном Бакинском форуме в 2018 году: «Считаю, что если бы основатели Азербайджанской Демократической Республики могли стать свидетелями развития современного Азербайджана, то они гордились бы нами. А мы гордимся ими и демонстрируем и самим себе, и всему миру, что люди добиваются успеха только в период независимости, когда являются хозяевами своей судьбы. Азербайджан сегодня – наглядный пример этого».

Більше новин